Технический анализ и гипотеза эффективности рынков


Вопрос об успешности применения методов технического анализа при работе на финансовых рынках тесно связан с получив­шей широкое распространение гипотезой эффективности (иначе — Информационной эффективности) рынков.

Абсолютно эффективным (информационно-эффективным) Может считаться такой рынок, на котором цена на каждый актив всегда равна его инвестиционной стоимости. Под ин­вестиционной стоимостью понимается стоимость актива на данный момент с учетом перспективной оценки уровня цены спроса на него и доходов по нему в будущем, рассчитанная хорошо ин­формированными аналитиками, которая может быть рассмотре­на как справедливая стоимость данного актива.

На абсолютно эффективном рынке каждый финансовый ин­струмент в любое время торгуется по своей справедливой стоимо­сти, а всякая новая информация мгновенно и полностью отража­ется в движении рыночных цен. По мере произвольного поступ­ления новой информации цены инструментов, в свою очередь, изменяются произвольно.

Различают следующие уровни информационной эффективно­сти рынка:

слабая, при которой в ценах полностью отражается информа­ция о прежних ценах на активы;

средняя, когда учитывается вся общедоступная к текущему моменту информация;

сильная, когда в ценах дисконтируются не только общедоступ­ные данные, но и частная, так называемая инсайдерская ин­ формация.

Если рынок является эффективным по отношению к той или иной информации, то, используя эту информацию, нельзя при­нять решение о покупке или продаже финансовых инструментов, позволяющее получить прибыль, превышающую нормальную (сверхприбыль).

Полная эффективность рынка также означает невозможность проведения на данных рынках арбитражных операций. Действи­тельно, поскольку на эффективных рынках цена актива мгновен­но и полностью учитывает всю имеющуюся информацию, сто­имость любых финансовых инструментов, основанных на данном активе, в одно и то же время должна быть одинаковой. Одновре­менно если известно о невозможности провести рыночный арбит­раж, то на таком рынке цены инструментов с одним базовым ак­тивом определяются одной и той же инвестиционной стоимостью и данный рынок можно считать эффективным.

Низкий уровень эффективности рынка ставит под сомнение применимость методов технического анализа для прогнозирования цен активов, средний уровень эффективности подразумевает так­же неприменимость подходов фундаментального анализа.

В качестве условий эффективного рынка выделяют следующие:

—           на рынке работает большое число участников торговли;

—все участники рынка имеют одинаковый доступ ко всей зна­чимой информации, влияющей на биржевые курсы;

каждый участник торговли (или хотя бы каждый крупный уча­ стник) оценивает полученную информацию одинаковым об­ разом;

оценка поступающей информации участниками рынка проис­ ходит достаточно быстро (по сравнению с характерным мас­ штабом времени, на котором рассматривается рынок);

участники свободно и равноправно конкурируют на рынке финансовых инструментов;

принятые решения о покупке или продаже активов быстро реализуются на торговых площадках (биржи, внебиржевые рынки).

Кроме того, необходимо отметить, что само понятие эффек­тивности имеет смысл только для тех рынков, на которых курсы финансовых инструментов действительно стремятся отражать их инвестиционную стоимость (рациональные рынки).

На практике перечисленные условия не всегда выполняются и речь может идти лишь о той или иной степени справедливости штих допущений. Если для развитых финансовых рынков наличие большого числа участников торговли не вызывает сомнений, то для многих новых развивающихся рынков (в частности, россий­ского фондового рынка) это условие не всегда выполняется. В ча­стности, несмотря на значительное число участников, на россий­ском фондовом рынке действует относительно немного крупных игроков, которые могут оказывать целенаправленное влияние на цены, осуществляя рыночные манипуляции. Таким образом, в дан­ном случае не выполняется одно из важнейших условий эффек­тивности рынка.

Абсолютно одинаковый доступ участников торговли к суще­ственной информации — тоже скорее идеальные, чем повсемест­но выполняющиеся условия. Как правило, разные участники рынка обладают информацией различной полноты и, соответственно, Могут принимать различные инвестиционные решения (информа­ционная асимметрия).



Содержание раздела