Медицинская экспертиза на алкоголь на сайте spravvkicom.ru. |

Главы     1     2     3     4     5     6     7     8   

Гипотеза эффективности рынков 3


В качестве главного практического доказательства информа­ционно-эффективного поведения финансовых рынков обычно приводят факт некоррелированности последовательных ценовых приращений, зафиксированный в ряде исследований финансовых инструментов развитых рынков. В этой связи необходимо упомя­нуть тесно связанную с гипотезой эффективного рынка так назы­ваемую теорию случайных блужданий цен.

Согласно «теории случайных блужданий» цена финансового актива вследствие случайного характера поступающей информа­ции и эффективности рынков следует случайным независимым друг от друга изменениям. Каждое изменение цены не зависит от предыдущих изменений и, соответственно, не оказывает влияния на последующие. В этом случае будущее ожидаемое значение цены равно ее текущему значению. Кроме того, в модели «случайных блужданий» предполагается, что каждое изменение цены подчи­няется одному и тому же распределению вероятностей с одина­ковыми параметрами — такими, как математическое ожидание и дисперсия, причем математическое ожидание ценовых измене­ний принимается равным нулю.

Определенный таким образом процесс «случайного блужда­нии» обладает, во-первых, свойством Маркова и, во-вторых, мар-тингальным свойством. Говорят, что случайный процесс облада­ет свойством Маркова, если вся информация, необходимая для определения условной вероятности будущего значения случайной величины, содержится исключительно в текущем значении этой величины (а не в историческом распределении вероятностей). Для «случайных блужданий» это следует из предположения независи­мости приращений цен. Каждое из будущих приращений не за­висит ни от предыдущих изменений, ни от текущего абсолютно­го значения цены, однако будущее значение цены зависит от те­кущего ценового уровня.

Мартингалъное свойство предполагает, что условное ожидание будущего значения случайной переменной равно ее текущему зна­чению. Это условие также выполняется для «случайных блужда­ний», поскольку все изменения цен имеют нулевое математичес­кое ожидание.

ГИПОТЕЗА ЭФФЕКТИВНОСТИ РЫНКОВ 3

Рис. 1.1. Приращения за день логарифмов цен акций компании Cadburry Schweppes PLC

Здесь необходимо отметить, что мартингал — более общий стохастический процесс, чем «случайные блуждания», поскольку мартингальное свойство не требует обязательного постоянства дисперсии, а также независимости приращений случайной пере­менной. Методами стохастической финансовой математики мож­но показать, что если поведение цен на финансовом рынке как случайный процесс обладает мартингальным свойством, то арбит­раж на таких рынках невозможен, а следовательно, данный ры­нок является полностью эффективным и использование предыду­щей рыночной информации (т.е. технический анализ) не даст никаких практических результатов. С другой стороны, процессы изменения цен на эффективных рынках должны быть мартинга­лами, поскольку рыночная эффективность предполагает полную независимость ценовых приращений. Мартингапьность, как и эф­фективность рынков, означает бесполезность методов технического анализа, а следовательно, статистические исследования реальных рыночных цен имеют большое значение для оценки возможности применения методов, которые будут описаны в настоящем пособии.