Главы     1     2     3     4     5     6     7     8   

Финансовые инструменты


Финансовые инструменты обращаются, т.е. продаются и поку­паются, на соответствующих финансовых рынках. Каждый финан­совый инструмент имеет свой финансовый рынок обращения — валютный и денежный, фондовый, рынок облигаций и т.п.

Развитие современных компьютерных и телекоммуникацион­ных технологий, в том числе средств интернет- связи, позволило в последнее время многократно увеличить число участников тор­говли на финансовых рынках; а следовательно, задача наиболее рационального распоряжения средствами на этих рынках стано­вится актуальной для растущего числа инвесторов.

Приступая к работе на рынках финансовых инструментов, ин­вестор должен понимать механизм получения доходов от вложе­ний в финансовые активы. Прежде чем инвестировать средства в финансовые инструменты, будь то валюта, акции, облигации или производные ценные бумаги (фьючерсы, опционы и пр.), необ­ходимо получить ответы на следующие вопросы:

Какова ожидаемая доходность планируемых финансовых вложений?

Насколько велика неопределенность в получении доходов, т.е. насколько рискованны рассматриваемые инвестиции?

Каково влияние на финансовые рынки экономических, поли­тических и иных факторов?

Являются ли изменения цен финансовых инструментов случайными или существуют закономерности, которым эти изме­нения подчиняются?

Каким образом принимать решения по выбору финансовых активов, определению моментов их приобретения и продажи, объемов и сроков вложений?

Следует ли управлять финансовыми активами, совершая операции (покупки или продажи) в зависимости от изменения рыночной конъюнктуры или стратегия «купи и держи» является оптимальной для рынков финансовых ин­струментов? Если управление активами обосновано, то каким образом оно должно осуществляться?

Ответы на эти и другие вопросы можно получить только пу­тем всестороннего изучения и анализа поведения рынков и фак­торов, на них влияющих.

В настоящее время можно условно выделить три подхода к ана­лизу рынков и выбору методов такого анализа. Сторонники перво­го подхода изучают динамику изменений состояний рынков вне за­висимости от природы внешних воздействий, вызвавших данные изменения. Анализ такого типа принято называть техническим анализом. Второй подход к исследованию рынков получил назва­ние фундаментального анализа и, напротив, направлен на изуче­ние факторов, влияющих на стоимость торгуемых финансовых инструментов. Третий подход связан с так называемой гипотезой информационной эффективности рынков, которая предполагает, что цена актива мгновенно и полностью отражает всю имеющуюся в данный момент информацию относительно этого актива. След­ствием этой гипотезы является вывод о том, что анализ и прогно­зирование рынков не могут служить основой для систематичес­кого проведения операций на данных рынках с отношением до­ходности к риску выше среднего, а оптимальным способом инвестирования является стратегия «купи и держи». В рамках данного подхода единственное, что может сделать инвестор для получения более высокой доходности, — это принять на себя бо­лее значительный риск.

Предлагаемое учебное пособие посвящено исследованию пер­вого из перечисленных подходов к рыночному финансовому ана­лизу — техническому анализу финансовых рынков.

Основоположником современного технического анализа при­нято считать Чарльза Доу, 1851—1902. Ч. Доу, основатель и первый редактор The Wall Street Journal, в течение ряда лет (1889—1902) публиковал в редакционных статьях свои наблюдения за поведением рынка акций. Хотя сам Доу не оста­вил изложения своих взглядов в виде отдельной книги, основные принципы подхода Ч. Доу к анализу фондового рынка позже по­лучили название теории его имени.

Термин «теория Доу» впервые появился в книге С. Нельсона «Азбука спекуляций на фондовом рынке», опубликованной после смерти Доу в 1903 г. В этой книге автор собрал вместе редакционные статьи Доу и дал первое обобщение его методов анализа рынка. Теория Доу полу­чила дальнейшее развитие в работах преемника Доу на посту глав­ного редактора The Wall Street Journal (четвертого по счету) Виль­яма Питера Гамильтона. В редакционных статьях журнала и в кни­ге «Барометр фондового рынка», изданной в 1922 г, Гамильтон проводит исследование рынка акций начиная с 1897 г. и применяет к изучению этого рын­ка принципы технического анализа.